Опубликовано

Ableton Hybrid Reverb. Руководство пользователя.

Hybrid Reverb – это новый реверб от Ableton, который позволяет смешивать конволюционную и алгоритмическую реверберации. Эффект имеет в запасе большую коллекцию конволюционных импульсов (IR), однако, вы также можете использовать в качестве импульсов любой звук из вашей коллекции, для этого просто перетащите сэмпл в окно реверба. Используя сэмпл, Hybrid Reverb построит пространство, а также сформирует огибающие с помощью специальных элементов управления.

Блок конволюционного реверба

Конволюционный реверб использует предварительно записанные сэмплы (так называемые impulse responses (IR) – импульсные характеристики) для построения различных пространств. Использование импульсов позволяет поместить ваш звук практически в любое пространство. Например, это может быть известный концертный зал или студия. Конволюционный блок содержит следующие настройки:

  • Attack – регулирует время атаки амплитудной огибающей;
  • Decay – регулирует время спада амплитудной огибающей от максимального уровня до уровня задержки (Sustain);
  • Size – регулирует относительный размер реверба;

Чуть ниже находится меню позволяющее выбрать тип реверберационного импульса.

В интернете размещено огромное кол-во импульсов реальных пространств. Приведу несколько сайтов где вы можете их скачать:

Импульсы от Waves: https://www.waves.com/downloads/ir-convolution-reverb-library

Импульсы концертного зала Promenadikeskus, Финляндия: http://legacy.spa.aalto.fi/projects/poririrs/

Импульсы реверба Bricasti M7: Wave files, 32 bit, 44.1 Khz

Блок алгоритмического реверба

Алгоритмический движок реверба построен исключительно на математической модели, он не использует сэмплов и содержит 5 типов реверберации:

  • Dark Hall (Темный зал);
  • Quartz (Кварц);
  • Shimmer (Мерцающий свет);
  • Tides (Приливы);
  • Prism (Призма).

Рассмотрим каждый из типов ревербов.

Dark Hall – классический, плавный реверб подходящий для большинства задач. Имитирует средние и длинные холлы. Для данного типа реверберации доступны следующие настройки:

  • Damping – регулирует степень фильтрации высоких частот. Чем выше значение тем более “темный” окрас приобретает звук;
  • Mod – регулирует модуляцию хвоста реверба. Чем больше значение Mod тем меньше проявляются резонансы, но при этом возникает эффект хорус;
  • Shape – регулирует характеристики искусственного пространства, от небольших резонирующих, до более крупных рассеянных;
  • Bass X – регулирует частотный кроссовер в нижнем диапазоне (от 80 до 1000 Гц).
  • Bass Mult, увеличивает или уменьшает время спада хвоста реверба, на частоте, которую вы указали ручкой Bass X.

Quartz – стандартный холл реверб с примесью эхо в хвосте. Данный алгоритм отлично имитирует ранние отражения комнаты и подходит для вокала, ударных, а также звуков с четкими транзиентами.

  • Damping – регулирует степень фильтрации высоких частот. Чем выше значение тем более “темный” окрас приобретает звук;
  • Lo Damp – регулирует степень фильтрации низких частот. Чем выше значение тем более “яркий” окрас приобретает звук;
  • Mod – регулирует модуляцию хвоста реверба. Чем больше значение Mod тем меньше проявляются резонансы, но при этом возникает эффект хорус;
  • Diffusion (рассеивание) – регулирует плотность хвоста реверба;
  • Distance – регулирует виртуальное расстояние до источника отражений реверба. Низкие значение параметра приближают отражения к слушателю и увеличивают плотность реверба, в то время, как высокие значения отодвигают их и рассеивают реверб.

Shimmer – данный алгоритм представляет из себя нескольких смешанных друг с другом рассеянных ревербов со смещенной высотой тона. Низкие значения рассеивания (параметр Diffusion) создают звук напоминающий классический дилей, тогда как высокие значение рассеивания позволяют добиться плотной искусственной реверберации. Shimmer отлично подходит для создания больших пространств и экспериментальных эффектов.

Алгоритм снабжен стандартными настройками назначение, которых вы можете узнать выше (Damping, Mod). Дополнительные настройки включают:

  • Pitch – регулирует смещение высоты звука на полутона (от -12 до +12);
  • Shimmer – регулирует интенсивность эффекта. При значении 0%, смещения высоты звука не происходит. Напротив, при увеличении данного параметра эффект Pitch-shifting становится более заметным. При использовании на мелодичном материале, при значении 100% можно добиться интересных гармонических эффектов.

При обработке звука с ярко выраженными транзиентами, в режиме Shimmer, ручка Size позволяет регулировать расстояние между фрагментами эхо.

Tides – плавная реверберация пропускаемая через многополосный фильтр с возможностью модуляции частотного спектра. Настройки данного алгоритма включают следующие:

  • Wave – морфинг модуляции фильтра от шума (0%), к синусоиде (50%), до прямоугольной волны (100%);
  • Tides – регулирует интенсивность модуляции хвоста реверба;
  • Phase – регулирует смещение формы модуляции в левом и правом канале. При значении 180 левый и правый канал будут находится в противофазе;
  • Rate – регулирует скорость модуляции.

Prism – очень прозрачный, яркий реверб основанный на т.н. velvet noise алгоритме. Этот реверб можно подмешивать к сигналу, добавляя глубины при этом не меняя исходный звук. С коротким значением в поле Decay, он отлично подойдет для ударных инструментов. Помимо стандартных настроек, данный алгоритм включают следующие:

  • Low Mult – масштабирует хвост реверба в нижнем диапазоне частот;
  • High Mutl – масштабирует хвост реверба на высоких частотах;
  • X over – регулирует частоту кроссовера для указанных выше параметров;

Для каждого из алгоритмических ревербов можно изменять следующие настройки:

  • Decay- время спада до -60dB;
  • Size – размер виртуальной комнаты;
  • Delay – задержка (работает также, как и Predelay);
  • Freeze – опция отключает вход реверба и “замораживает” параметр затухание (Sustain);
  • Freeze In – опция “замораживает” параметр затухание без отключения входа реверба. Т.о. происходит накопление обработанного аудио сигнала.

Общие параметры реверба

  • Send – регулирует коэффициент усиления (Gain) аудио сигнала отправляемого на реверб;
  • Predelay – регулирует предварительную задержка сигнала перед его отправкой на реверб. Чтобы добиться естественного звучания, значение параметра Predelay, как правило сохраняют в интервале от 1 до 25 ms. Чуть ниже ручки Predelay находится очень полезная опция синхронизации c хостом, которой нет в стандартном ревербе. Здесь можно установить параметр Predelay в миллисекундах, либо в тактах;
  • Feedback – регулирует коэффициент обратной связи (возвращает аудио сигнал обратно на вход реверба);
  • Stereo – регулирует параметр стерео – расширения. При значении 0 реверб становится монофоническим;
  • Vintage – принимает значения: Off, Subtle, Old, Older, Extreme. Регулирует уменьшение частоты дискретизации. Таким образом эмулируется характер звучания старых цифровых ревербов;
  • Bass – при активации опции частоты ниже 180 Гц становятся монофоническими.

Маршрутизация

Настройки смешивания конволюционного и алгоритмических ревербов находятся в блоке Routing и Blend.

В последовательном режиме (Serial) входящий сигнал отправляется сначала в конволюционный реверб, а затем в один из 5 алгоритмических ревербов. В параллельном режиме (Parallel) сигнал одновременно отправляется в конволюционный и алгоритмический ревербы. Соотношение ревербов регулируются ручкой Blend. Данная настройка будет активна только в последовательном, либо параллельном режиме. Дополнительно у Вас есть возможность использовать только один из типов ревербов, для этого выберите режим Algorithm либо Convolution.

Важно отметить, что использование режимом Serial и Parallel увеличивает нагрузку на процессор. Поэтому если вы хотите “сэкономить” просто переключитесь на режим Algorithm или Convolution

Эквалайзер

Встроенный 4-х полосный эквалайзер позволяет изменять характер реверба и устранять возможные резонансные частоты. В нижней части меню эквалайзера находится чек-бокс Pre Algo. Активируя данную опцию вы исключаете конволюционный реверб из обработки эквалайзером.

Возможности Hybrid Reverb

Hybrid Reverb ничем не уступает многим профессиональным VST ревербераторам, однако, чтобы получить качественный звук понадобится достаточно большое время и знания, чтобы настроить эффект правильно. Специально для тех, кто ценит свое время, я создал коллекцию пресетов, которая во всех нюансах повторяет звучание высококлассных ревербераторов. Послушайте, аудио примеры на странице коллекции Vector Space.